Просмотров: 1005

Победитель месяца Как из моторизованных мы превратились в земноводных или зимние каникулы на Балтике.

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Таллин
  • Стокгольм
  • Хельсинки
  • Санкт-Петербург
  • Москва

Маршрут поездки

Развернуть

 

В этом году на зимние каникулы мы были серьезно настроены на какое-то путешествие. Подготовка началась задолго, еще в сентябре - главным осложняющим фактором были паспорта, срок действия которых заканчивался в аккурат под Новый год.  

Говорят, что зимой тянет на юг - в  теплые края, к синему морю, на песчаный пляж, но мы будучи и летом-то не большими поклонниками пляжей, устремили свои взгляды на север; но, в то же время будучи поклонниками моря и больших кораблей, присматривались в первую очередь к круизным предложениям. Папа дошел в своих взглядах до ледокола и Северного полюса - насилу его остановили. Ежегодно компания "Tallink" снимает часть своих паромов с регулярных линий и устраивает новогодние круизы. Мы выбрали один из таких круизов: "4 столицы Балтики" (Санкт- петербург, Таллин, Стокгольм, Хельсинки). Непростая ситуация на автомобильной дороге Москва - Санкт-Петербург, сложившаяся прошлой зимой определила выбор - как добраться до Санкт-Петербурга - Мы поехали на "Сапсане".  Таким образом, мы окончательно перешли из разряда моторизованных в разряд земноводных.

Это была моя первая поездка на высокоскоросном поезде "Сапсан".

В поезде я нашел журнал и принялся его изучать, в нем было написанно что максимальная скорость 250 км/ч. Я вобще часто езжу на поездах и привык что при отправлении поезд дергается, но в Сапсане подобного не было трогался, ехал и тормозил он плавно. В поезде было очень удобно и не скучно: можно было слушать радио или смотреть телевизор, которые висели над проходом. Показывали в основном художественные фильмы и редко документальные. Художественные фильмы - старая советская классика (на обратном пути показывали пару мультиков тоже старых). Так что 4 часа пути прошли незаметно для всех нас: папа спал, мама слушала музыку на плеере который взяла из дома, а я сидел и смотрел один из моих любимых советских фильмов. 

Итак, мы в Санкт-Петербурге. До пассажирского терминала, у причала которого стоял паром Silja Festival добраться просто - от вокзала туда ведет прямая ветка метро, всего несколько остановок. Через 30 минут,

Силья Фестиваль (фото с официального сайта компании)
 
 
 
 

Силья Фестиваль (фото с официального сайта компании)

уладив пограничные формальности мы подняоись на борт парома Silja Festival. Мы уже плавали на других паромах фирмы Tallink (Silja Evropa, Silja Simfony и Superfast). С первого взгляда было видно, что паром далеко не новый, а как я позже узнал - самый "старый" в составе флота компании Tallink - построен он был аж в 1986 году, и капитально отремонтирован в 1992. Но состояние было очень хорошее, что говорило о том, что все эти годы команда парома относилась к нему бережно и профессионально.

Отходим от причала терминала
 
 
 
 

Отходим от причала терминала

Кильватерный след
 
 
 
 

Кильватерный след

Паром отходил от причала уже поздно вечером, провожающих на берегу не было, зато щедро шел мелкий противный снег с пронизывающим ветром. На борту судна мы любим проводить время на палубе, но сейчас это был совсем не тот случай.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

После прохода Кронштадта от борта отошел лоцманский катер.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Теперь курс прямо в открытое море.

 

 

 

 

 

 

 

 

Визитная карточка паромов Silja - это хорошо организованная работа ресторанов и отличная кухня. Так было и в этот раз, отдав должное ужину, уставшие с дороги мы отправились отдыхать. В этот раз у нас была трехместная каюта класса А с окном, которое папа настойчиво называл иллюминатором. Каюта была вполне просторной, в ней слегка ощущалась вибрация от двигателей в машинном отделении, которая слегка убаюкивала.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рано утром мы прибываем в Таллин. Вот он на горизонте. Паром медленно втягивается в акваторию порта.

Мы пришвартовались и сошли на берег.

Погода не очень располагала к прогулкам - низко висел туман, было сыро, время от времени начинался мелкий моросящий дождь, и все это при температуре около 0 градусов - ну очень некомфортно. Но Таллин из всех городов нашей программы был единственным, где мы еще не были и поэтому предебречь знакомством с ним мы конечно же не могли.

 
 
 
 
 
 
 
 

В Таллине, как собственно и во всех среднивековых городах есть ярковыраженный центр города, в котором сосредоточены все основные достопримечательности. Скоро мы уже осматривали старинные крепостные стены. А совсем рядом, на площади перед перед Морскими воротами мы увидели монумент в память парома "Эстония" погибшего в холодных водах Балтийского моря почти тридцать лет назад. Родители рассказали мне каким шоком для страны была в то время эта трагедия унесшая сотни жизней и до сих пор точно не установлена ее причины. 

Морские ворота - это в прошлом главные ворота города выходящие к морю и порту. Защищает этот вход в

Морские ворота
 
 
 
 

Морские ворота

Башня "Толстая Маргарита"
 
 
 
 

Башня "Толстая Маргарита"

город мощная башня "Толстая Маргарита" - несмотря на свой "рост" это самая большая башня таллинских укреплений, её ширина 55 метров.

Сегодня в башне расположен филиал морского музея, который мы и посетили, но только уже вечером, выходя из города, поэтому о нем расскажу позже.

 

Вверх от Морских ворот уходит главная улица старого города - улица Пикк. Все улицы старого города мощеные и узкие, въезд машин ограничен, поэтому очень удобно по ним гулять и наслаждаться атмосферой средневекового города.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мы уходим немного в сторону с улицы Пикк чтобы обойти все закоулки. Машины все-таки встречаются, хотя и смотрятся совершенно противоестественно. Скоро огибаем Церковь Олевисте - каталическую церковь на улице Лай, которая идет паралельно улице Пикк. Это единственный готический шпиль Таллина  и самый высокий. К сожалению, в день нашего прибывания в Таллине мы не смогли в нее попасть.

Так мы вернулись на улицу Пикк и как оказалось - вовремя - на противоположной стороне улицы призывно сверкал огнями магазин марцепана. Эстония одно из стран, которая борется за право называться родиной

 
 
 
 
 
 
 
 

марцепана. Это был не просто магазин, а целый музей, в котором выставлялись не только фигурки из марцепана, но и целые композиции из него. Также можно было заказать мастер-класс и приготовить марцепан самостоятельно и даже сделать из него что-нибудь. Здесь же можно было согреться чашечкой чая или кофе, все с теми же сладостями. Я в жизни никогда не пробовал марцепан, он оказался очень даже вкусным. Конечно же, марцепан - это отличный таллинский сувенир. Вот и закупив некоторое их количество мы продолжили прогулку по улице Пикк.

Еще дома я долго изучал карту Таллина и теперь точно знал куда нам идти - конечно же наш путь лежал на

 
 
 
 
 
 
 
 

Ратушную площадь. И вот, повернув в одну из улочек старого города мы оказались на Ратушной площади, где в самом разгаре шумела и веселилась рождественская ярмарка.

Площади многих средневековых городов использовались торговли. Центральная площадь Таллина — не исключение: здесь располагался

Старый Томас на страже
 
 
 
 

Старый Томас на страже

рынок, проходили ярмарки, сюда народ стекался поглазеть на праздничные торжества и казни. В центре площади вмонтирована каменная плита с изображением розы ветров. Бытует мнение, что если с этой точки увидеть пять шпилей Старого города и загадать желание, оно непременно сбудется. С площади можно увидеть шпиль церкви Девы Марии (Домский собор), шпиль церкви Олевисте, колокольню церкви Святого Духа, верхушку церкви Нигулисте, а также главный шпиль Таллина, венчающий Ратушу. На верхушке главного шпиля установлена фигурка легендарного «городского стража» Старого Томаса — главного символа Таллина. Старый Томас стоит на страже Таллина без малого 500 лет - его водрузили на шпиль Ратуши еще в 1530 году.

Зимой главным украшением Ратушной площади становится огромная елка, вокруг которой располагается новогодний базар. Здесь каждый из нас нашел себе занятие:  кто-то искал шерстяные кофты, кто-то пил глинтвейн, а лично меня интересовали сувениры.

 
 
 
 

Помимо самой Ратуши, здесь есть и еще одно интересное здание - одна из самых старых аптек в Европе, работающая еще с серидины 15 века. Кстати,  там до сих пор работает аптека

 

 

 

 

 

 

 

Отдохнув и повеселившись на площади, мы двинулись дальше знакомиться со старым городом.

Церковь Нигулисте
 
 
 
 

Церковь Нигулисте

Дом палача
 
 
 
 

Дом палача

Улица Рюутли
 
 
 
 

Улица Рюутли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 
 
 
 
 
 
 
 

Скоро мы оказались у еще одной сосранившейся башни старых укреплений Таллина - Кик-ин-де-Кёк, что переводится как "взгляд в кухню". Почему такое не подходящее для башни название? Ответ прост, когда ее использовали, то с ее вершины можно было наблюдать за тем, что варится у кого на кухне.

Сейчас в башне находится музей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

истории Таллина. Но самое интересное, конечно же находится на самой верхней площадке башни - отсюда открываются замечательные панорамы на город, которые можно

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

обозревать наслаждаясь чашечкой замечательного кофе в небольшом уютном кафе; а под потолком висит огромный шар, работающий как часы и даже показывающий настоящее время. Хотя в этот день над головами висел туман, и город словно стремился закутаться в него и спрятаться от назойливых туристов.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Покинув гостеприимное  кафе под сводами Кик-ин-де- Кёк, мы пошли дальше вдоль сохранившевогося участка крепостной стены. У крепостных стен разыгрывались традиционные в таких случаях мероприятия со стрельбой из лука и арбалета, средневековыми костюмами.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Вскоре оказались на площади Лосси-плац, на которой находится православный собор Александра Невского. Собор Александра Невского строился в 1895 - 1900 годах в память о чудесном спасении императора Александра III в железнодорожной катастрофе 1888 года. Средства на возведение храма выделил синод русской православной церкви, а также по ходатайству губернатора, Александр III разрешил сбор пожертвований по всей Российской империи. Основные проблемы и непредвиденные затраты появились при решении вопроса о выборе места. Вопрос этот обсуждался четыре года; было предложено восемь вариантов, и наиболее подходящим оказалась площадь перед губернаторским дворцом.  Собор почти всегда был действующим. Закрыт он был только в период нахождения Эстонии в составе немецко-фашистской Германии. В советское время, в начале 60-х годов собор хотели переоборудовать под планетарий. Есть версия, что спас собор будущий Патриарх Алексий II, бывший в то время епископом Таллинским - по рассказам, восходящим к самому Алексию, решающую роль в сохранении собора действующим сыграла составленная им «политическая» справка о попытках закрытия собора буржуазными националистами и гитлеровскими оккупантами. «Вот обрадуются реваншисты в Германии, — сказал епископ Алексий, передавая свою записку властям, — то, что они не сумели сделать, свершила советская власть» Документального подтверждения этой версии нет, но собор спасен и продолжает оставаться одной из основных достопримечательностей Таллина.

 
 
 
 

На этой же площади находится замок Томпеа, с самой высокой башней - Длинный Герман, есть шуточная легенда, что Длинный Герман был мужем Толстой Маргариты и рассорившись они разошлись по противоположным углам Старого города.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

В путеводителе мы прочитали, что в почте на Лосии-плац можно купить не дорогие и оригинальные магниты. Мы использовали возможность и купили магнит с янтарем.

 

 

 

 

 

 

 

Мы пошли дальше по улице, и вскоре вышли на площадьToom-Kooli, где стоял Домский собор.

 
 
 
 

Стены этого собора покрытые эпитафиями  ведут свою историю с приблизительно 1219 года. По виду нельзя сказать, что это старейшая церковь Таллина, поскольку после пожара 1684 от собора остались лишь черные стены, и современный вид она приобрела в эпоху барроко.

Пол Домского собора покрывают могилы прихожан. Но в 1772 Екатерина II запретила хоронить в церквях, но позже она сделала исключение для Самуила Грейга-российского адмирала шодландского происхождения. После Грейга этой чести удостоился первый российский мореплаватель - кругосветчик Иван Федорович Крузенштерн. Ксати оба похоронены в Домском соборе.

На Домском соборе заканчивается наш осмотр Таллина. Мы пошли обратно по улице Пикк Ялг, которая заканчивается на площади, где начинается улица Пикк. Таким образом мы добрались до вышеуказанной площади Ванна Тург.

 
 
 
 

Пора было подкрепиться. Самым знаменитым и даже культовым местом является старинный ресторан Olde Hansa. Но попасть туда непросто, часто надо отстоять "живую" очередь чтобы просто зайти туда. Еще дома мы пытались забронировать места на сайте заведения, но нам ответили, что на период Новогодних праздников предварительное бронирование мест не производится. Еще ответили, что обязательно ждут нас в гости и т.д. Мы не смогли попасть в Olde Hansa - очередь была слишком большой.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Но совсем рядом оказалось не менее старое заведение "Peppersack" - "Мешок перца". Вот сюда-то мы и зашли. Поздний обед или ранний ужин был просто великолепен.

 

 

 

 

 

 

Зимний день неуклонно катился к своему завершению, уже надо было начинать думать о возвращении на паром. Мы двинулись обратно по улице Пикк по направлению к Морским воротам и башне Толстая Маргарита. Я раньше упоминал про башню Толстая Маргарет, так вот в ней находится филиал морского музея Таллина. В нем расказывается про историю мореплавания в Эстонии. Подробнее читайте мой отзыв про "Морской музей Эстонии". Экспозиция музея интересна, но все-таки не очень впечатляет - места в башне для морского музея с его огромными экспонатами в натуральную величину совершенно недостаточно. Поэтому здесь находится филиал музея, а основная экспозиция с настоящими кораблями, подводной лодкой и самолетами, располагается в бывших ангарах гидроавиации, еще в начале 20-го века

 
 
 
 
 
 
 
 

там размещалась база гидроавиации зарождающейся русской авиации. Но туда в этот раз мы не попали, придется наведаться в Таллин еще раз, а может и не раз. Но зато с крыши башни открывается неплохой вид на город и порт.

 

 

 

 
 
 
 

Мы направились к нашему терминалу. Уже почти совсем стемнело и все также шел мелкий противный дождик. Последний взгляд на башню Толстая Маргарита - в огнях иллюминации она была еще красивей. 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

Еще  через несколько часов Silja Festival покинул порт, мимо борта проплыл последний мол волнолома,а котором сверкала праздничными огоньками новогодняя елка. Паром легко шел в открытое море и  взял курс на столицу Швеции - город Стокгольм.

 

 

 

 

 

 

Этот переход через Балтийское море, как мне показалось, был самым непростым. Море было немного неспокойно (немного - это по зимним меркам) и паром немного качало, но мне эта качка казалась очень сильной. Несколькими годами ранее мы уже пересекали все Балтийское море из Финляндии в Германию, но тогда было лето и погода нас явно баловала - целыми днями мы пропадали на палубе любуясь на море и наслаждаясь теплым солнышком. В этот раз все было совсем по другому - январь хоть и не был морозным, но немного ниже 0 и ветер не способствовали нахождению на открытой палубе и качка - для меня это была настоящая качка. Папа при этом громко смеялся и рассказывал мне о годах своей молодости когда он бороздил дальневосточные моря и океаны, про тамошние 10-ти бальные шторма. Под такой аккомпанимент, устав за целый день, я быстро уснул. Рано утром мы уже ошвартовались в порту Стокгольма. Здесь у нас была двухдневная стоянка. В первый же день большинство наших коллег-путешественников отправились на автобусную экскурсию в Копенгаген. Мы тоже сначала хотели приобрести такую экскурсию, т.к. в Копенгагене и Дании вообще мы еще не были, но позже все-таки решили, что "игра не стоит свеч", т.к. от Стокгольма до Копенгагена - не менее восьми часов пути, значит в столицу Дании прибудем поздно вечером, а утром на следующий день - небольшая обзорка и в обратный путь; в общем, два полных дня дороги и минимум впечатлений от города. Поэтому мы отправились в Стокгольм. Мы уже были и неплохо осмотрелись здесь еще в 2008 году проездом в Норвегию и обратно. Теперь мы могли сравнить Стокгольм летний со Стокгольмом зимним. Погода нам способствовала - было совсем немного ниже 0 и солнечно. Как и в прошлый раз город просыпался у нас на глазах. Мы прошлись по знакомым улочкам и набережным Старого города.  Сравнить и освежить в памяти былые впечатления оказалось интересно - ниже несколько фотографий одних и тех же мест сделанные в разные годы:

август 2008
 
 
 
 

август 2008

январь 2013
 
 
 
 

январь 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

август 2008
 
 
 
 

август 2008

январь 2013
 
 
 
 

январь 2013

 

Королевский дворец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

август 2008
 
 
 
 

август 2008

январь 2013
 
 
 
 

январь 2013

 

Гамла Стан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скоро мы разделились -  мама пошла в торговый центр, а мы с папой отправились в Музей Армии.

 
 
 
 

Музей Армии находится в очень красивом здании в центре Стокгольма. Возле музея выставленны несколько единиц бронетехники (бронетранспортеры и танк) и очень много пушек корабельных и крепостных.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В музее есть аудио гид на русском языке.

 
 
 
 
 
 
 
 

Сам музей рассказывает не только о истории армии в Швеции, а еще и о истории войн в общем: со времен викингов до наших дней. Много внимания уделено теме повседневной жизни войск во время войны, организации быта. Это и неудивительно - ведь история шведской армии фактически закончилась после Полтавы - после

 
 
 
 
 
 
 
 

сокрушительного поражения от армии Петра I активного учатсия в войнах Швеция уже не принимала. Кстати, о причинах поражения в битве под Полтавой говорится, что, дескать, шведский полклводец - юный Карл XII был ранен и не мог эффективно руководить войсками. Только вот вопрос - а что же вообще делало это войско так далеко от

 
 
 
 
 
 
 
 

родной Швеции - никак не освещается. А после этого для Швеции начинается период политики нейтралитета, продолжающийся и поныне.  Много рассказывается об участии Шведской армии в миротворческих операциях ООН.

 

 

 

 
 
 
 

Выйдя из музея еще раз останавливаемся у танка. Папа рассказывает, что это безбашенный

танк STRV-103, пожалуй единственный танк выполненный по такой схеме - когда пушка устанавливается не в подвижной башне, а жестко в корпусе танка. Такая схема позволяет значительно снизить высоту танка, а значит и его заметность на поле боя. Но вот только орудие наводится поворотом всего корпуса и работой подвески - что очень долго и неудобно. Поэтому этот танк так и остался единственным серийным танком подобной компоновки в мире. 

 

Скоро мы снова встретились с мамой, и пошли дальше осматривать Стокгольм. Следующим пуктом нашей

 
 
 
 
 
 
 
 

программы был Ледяной бар, который находится в ледяном отеле (ice hotel). Интерестно, номера в гостинице тоже изо льда? Так или нет не знаю. В ледяной бар можно попасть по билетам, в стоимость билета входят 2 или более напитка. Перед входом посетителей одевают в специальные блестящие "шубы" и варешки, но не столько для того, чтобы посетители не замерзли внутри, а для того чтобы своим теплом не повредили ледяной интерьер. Как ясно из названия бар полностью изо льда. Стены, потолок, колоны, столики, диваны все ледяное. Даже стаканы ледяные. На стенах прямо во льду нарисованы картины. При выходе можно купить сувенир.

 
 
 
 
 
 
 
 

Когда мы вышли из бара уже начало смеркаться. В городе зажглась праздничная новогодняя иллюминация - вокруг было очень красиво.

 

 

 

 

 

Мы быстро дошли до Дворцовой площади, чтобы не опоздать на автобус до парома - порт находился вне пешей досигаемости. Но мы успели на автобус, который доставил нас прямо на паром.

На следующий день у нас была запланирована экскурсия в замок Грипсхольм, расположенный в семидесяти километрах от Стокгольма по шоссе Е20.

Август 2008
 
 
 
 

Август 2008

Январь 2013
 
 
 
 

Январь 2013

Замок Грипсхольм был построен в 14 в. в стиле ренессанс и являлся резиденцией многих шведских королей, в т.ч. Густава Васы в XVI веке. Строили замок 10 лет, начиная с 1537 года. Первоначально замок планировался как военная крепость - Швеция в ту пору воевала с Данией и замок планировался для защиты водной гавани на озере Маларен. Построенная крепость превратилась одновременно и в резиденцию короля Густава I Васы. В настоящее время замок по-прежнему является королевской резиденцией, но открыт для посетителей. В замке расположена крупнейшая в Швеции портретная галлерея. В замке сохранены интерьеры XVII века и обстановка, созданная во времена пребывания здесь Густава III, и его

Август 2008 - озеро Меларен
 
 
 
 

Август 2008 - озеро Меларен

Январь 2013 - озеро Меларен
 
 
 
 

Январь 2013 - озеро Меларен

королевский театр. К огромному сожалению, внутри замка фотографировать запрещено. Здесь опять же можно сказать, что у нас появилась возможность сравнить замок Грипсхольм летом и зимой - опять же в 2008-м возвращаясь в Стокгольм из Норвегии мы заезжали к замку, но часы его работы уже прошли и попасть внутрь нам не удалось, мы только полюбовались

Озеро Меларен
 
 
 
 

Озеро Меларен

Внутренний двор замка
 
 
 
 

Внутренний двор замка

грациозным сооружением  и окружающей его природой. и вот теперь спустя четыре с половиной года мы снова стоит на крепостном мосту - январь сковал озеро Меларен крепким льдом, что впрочем лишь добавило привлекательности окружающему пейзажу.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Внутри замка есть интересные экспонаты - это старые русские пушки захваченные шведами у Петра I.

 

 

 

 

 

 

 

Паровоз
 
 
 
 

Паровоз

Станция Мариефред
 
 
 
 

Станция Мариефред

От шоссе Е20 к замку проложена узкоколейная железная дорога, по которой летом ходит исторический поезд с паровозом во главе, который доставляет туристов до станции Мариефред, что совсем рядом с замком. Зимой мы этого паровозика не встретили.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Возвращаемся в столицу. На этом наше прощаемся со Стокгольмом и Швецией для того чтобы обязательно сюда вернуться. Провожаем взглядом уходящий паром "Силья Гэлекси" - он уходит на несколько часов раньше нас.

Наш паром немного задержался с выходом - экскурсия в Копенгаген все-таки задержалась с возвращением на борт. Но вот машины заполнили весь корабль своим легким  равномерным и надежным гулом - мы движемся в Хельсинки.

А вот в Хельсинки было уже холодно - нет это не была настоящая полярная стужа, но привыкнув к 0 в Таллине и легкому морозцу в Стокгольме, здешние минус 10 - 15 градусов воспринимались нами уже не

 
 
 
 
 
 
 
 

очень хорошо. Опять же, мы уже неоднократно были в Хельсинки и хорошо его осмотрели, а в первый свой визит, даже посетили местный парк развлечений. Но сегодня мы впервые заходили в гавань в светлое время суток - это позволило вдоволь полюбоваться открывавшимися видами крепости Суоменлинна (Свеаборг).

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Акватория гавани забита льдами и большие корабли, и маленькие суденышки осторожно пробираются между ними.

 
 
 
 

 

Хельсинки как будто скован холодом. Поэтому совсем немного прогулявшись по городу, мы возвращаемся на паром - здесь тепло, светло и уютно.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

"Силья Фестиваль" в Хельсинки.

 

 

 

 

 

 

 

Стоянка в Хельсинки была самой короткой за круиз - день еще только начал клониться к закату, а "Фестиваль" уже отошел от причала и выбравшись из гавани, взял курс на Санкт-Петербург. Прощальный вечер на пароме был слегка грусным - круиз заканчивался, назавтра нас ждал "Сапсан" до Москвы и скоро уже в школу.

Вот так и закончились наши зимние каникулы.